Угроза жизни и здоровью граждан

Четвертый вопрос:

Создает ли результат осуществления работ в помещении (чердак общей площадью 185,6 кв.м.) угрозу жизни и здоровью граждан?;

Ответ на четвёртый вопрос:

При техническом исследовании объекта и последующем анализе полученных результатов эксперты руководствовались п.1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002г.:

«Со дня вступления в силу настоящего закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных или растений;

— предупреждения действий, водящих в заблуждение приобретателей».

В соответствии с указанными выше положениями, рассматривались только те нарушения, которые создают угрозу жизни, здоровью и имуществу людей.

Полученные при проведении экспертного осмотра данные сопоставлялись с нормами, содержащимися в №384-ФЗ от 30 декабря 2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В данном регламенте рассматриваются вопросы безопасности при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.

Экспертами рассматривались положения №384-ФЗ, который был введен позднее начала строительства исследуемого объекта, потому что согласно законодательству на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.

В соответствии с Федеральным законом N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», характеристиками безопасности здания или сооружения являются «количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности» (статья 2). Несоблюдение требований Технического регламента ведет к созданию угрозы жизни и здоровью людей.

Согласно №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статья 7 «Требования механической безопасности»:

«Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

2) разрушения всего здания, сооружения или их части;

3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;

4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности».

В соответствии с СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» по оценке состояния, обследуемые конструкции подразделяются на: находящиеся в исправном состоянии, работоспособном состоянии, ограниченно работоспособном состоянии, недопустимом состоянии и аварийном состоянии.

При исправном и работоспособном состоянии эксплуатация конструкций при фактических нагрузках и воздействиях возможна без ограничений. При этом для конструкций, находящихся в работоспособном состоянии, может устанавливаться требование периодических обследований в процессе эксплуатации.

Для оценки безопасности исследуемого здания были сопоставлены результаты экспертного осмотра, проектная документация и требования нормативных документов.

В ходе проведения экспертного осмотра установлено, что признаков аварийного и предаварийного состояния конструкций объекта экспертизы, а именно осадок, прогибов отдельных участков, перекосов, разрушений, искривлений, влияющих на механическую безопасность здания не обнаружено. Данные, полученные на основании проведенного экспертного осмотра, сведены в таблицу 3.

Таблица 3.

Наименование конструктивного эле­мен­та/системыСостояние при осмотреНормативный документСостояние

конструкции

СтропилаПрогибов и трещин в узлах крепления не выявлено.СП 64.13330.2011 «Деревянные конструкции». Актуализированная редакция СНиП II-25-80.Исправное
СтойкиДефектов, снижающих несущую способность конструкций, не обнаруженоСП 64.13330.2011 «Деревянные конструкции». Актуализированная редакция СНиП II-25-80.Исправное
Кровельное покрытиеПротечек, деформаций, прогибов и других дефектов, снижающих несущую способность конструкций, не обнаружено.СП 17.13330.2011 Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76.Исправное
ОкнаЗаполнение оконных проемов не имеет механических повреждений и деформаций и перекосов, влияющих на прочность ограждающих конструкций«Рекомендации по оценке надежности строительных конструкции зданий и сооружений по внешним признакам» ЦНИИПРОМЗДАНИЙ, Москва 2001 г.Исправное
ДвериДеформаций и перекосов, влияющих на надежность конструкций, не обнаружено.«Рекомендации по оценке надежности строительных конструкции зданий и сооружений по внешним признакам» ЦНИИПРОМЗДАНИЙ, Москва 2001 г.Исправное
ПолыДефектов, снижающих прочность и механическую безопасность конструкций, не обнаружено.СНиП 3.04.01-87
«Изоляционные и отделочные покрытия»СП 29.13330.2011 «Полы». Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88.
Исправное
ПотолкиДефектов, снижающих прочность и механическую безопасность конструкций, не обнаружено.СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия»Исправное
Электрические сетиДефектов на доступных к осмотру местах, не обнаружено.Правила Устройства Электроустановок (ПУЭ) 6-е издание (Глава 2.1)

7-ое издание (Глава 1.2, 1.7, 6.1, 6.2)

Исправное
Система ХВС, ГВС и канализацииДефектов на доступных к осмотру местах, не обнаружено.СНиП 2.04.01-85*
«Внутренний водопровод и канализация зданий»
Исправное

По результатам анализа представленных документов и проведенного натурного обследования объекта, расположенного по адресу: г. Москва, Николопесковский переулок, д. 9/1, стр.2 экспертами ООО «Строительная экспертиза» установлено следующее соответствие параметров объекта нормативным документам:

1) Здание в котором находится обследуемое помещение чердака согласно Федеральному закону 384 –ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» относится к сооружениям нормального уровня ответственности.

2) Техническое состояние объекта экспертизы согласно СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» оценивается экспертами как исправное.

При детальном визуально-инструментальном обследовании несущих конструкций в помещении чердака дефектов и нарушений, влияющих на несущую способность, не выявлено.

Также, в соответствии с Федеральным законом 384 –ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Глава 2, статья 8) строительные конструкции объекта экспертизы обладают достаточной прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

1. Разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

2. Разрушения всех помещений или их частей;

3. Деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания и геологических массивов прилегающей территории;

4. Повреждения части помещений строения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

3) Объект экспертизы построен в соответствии с Федеральным законом 384 –ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Глава 2, статья 8) и соответствует требования Федерального закона 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», т.е. в процессе эксплуатации нежилых помещений исключается возможность возникновения пожара, обеспечивается предотвращение или ограничение опасности задымления помещения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивается защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничения последствий воздействия опасных факторов пожара на помещение, а также в случае возникновения пожара соблюдаются следующие требования:

1. сохранение устойчивости помещения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;

2. ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;

3. нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;

4. эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

5. возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;

6. возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;

7. возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

4) Объект экспертизы не противоречит требованиям Федерального закона 384 –ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Глава 2, статья 14), т.е. в процессе эксплуатации не возникает угрозы оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно закону № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании» и предусматривающего смену прежней системы стандартизации техническими регламентами, регулирующими вопросы безопасности. На территории РФ нормативно правовым документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения) являются Технические регламенты, введённые законами прямого действия:

1. ФЗ- 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Цели принятия настоящего Федерального закона: Настоящий Федеральный закон принимается в целях;

1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2) охраны окружающей среды* жизни и здоровья животных и растений;

3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

2. ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Цели и сфера применения технического регламента:

Настоящий Федеральный закон принимается в целях зашиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общею назначения.

3. ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов. Технические регламенты, в отличие от них, носят обязательный характер, однако могут устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности, причем приниматься они могут только в определенных целях, а именно:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц,

— государственного или муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

— обеспечения энергетической эффективности.

Требования безопасности зданий и сооружений, согласно технического регламента являются:

— требования механической безопасности;

— требования пожарной безопасности;

— требования безопасности зданий и сооружений при сложных природных условиях:

— санитарно-эпидемиологические требования;

— требования к внутреннему микроклимату;

— требования безопасности пользования зданием, сооружением, их системами и элементами;

— требования безопасного уровня воздействий зданий и сооружений на окружающую среду.

В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются Своды Правил (актуализированные версии СНиПов).

На переходный период, до принятия необходимых технических регламентов, с указанными целями должны применяться соответствующие требования ранее принятых ГОСТ (ГОСТ Р), строительных норм и правил (СНиП).

На основании проведенного обследования помещения чердака, а также анализа предоставленных разрешительных и иных документов (Приложение 3), эксперты делают вывод:

Помещение чердака в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Москва, Николопесковский переулок, д. 9/1, стр.2 не создает угрозу жизни и здоровью граждан.