По результатам обследования экспертами выявлены дефекты и нарушения требований нормативной и проектной документации. Анализ дефектов и нарушений, допущенных при монтаже пилонов и стен, приведён в таблице 8.
Таблица 8. Анализ дефектов и нарушений.
1. Сквозные силовые трещины над дверными проемами и на поверхности монолитных стен с шириной раскрытия до 0,5 мм | Силовые сквозные трещины в углах дверных проёмов и на поверхностях стен свидетельствуют о возникновении деформаций в конструкциях стен и отсутствии должного армирования для восприятия подобных деформаций. Углы дверных и оконных проёмов являются слабыми и характерными местами для появления подобного рода деформаций. Как следствие, подобные деформации выключают из работы каркаса участки стен над проёмами, в свою очередь, снижая общую несущую способность каркаса здания. Для устранения данного дефекта потребуется усиление дверных проемов металлической обоймой из стального прокатного профиля. Сами трещины потребуется расшить и зачеканить ремонтной смесью. |
2. Повсеместно в опорных и преимущественно в нижних частях стен и пилонов выявлены участки неуплотненного бетона, обнажения арматуры | По результатам неразрушающего контроля выявлено, что класс бетона по прочности на сжатие составил В20, т.е. ниже проектного класса В25. Прочность бетона зависит не только от его состава и технологии приготовления, но и от качества уплотнения. При плохом уплотнении прочность может снизиться в 2 раза и более. Плохо уплотненный бетон имеет много пор, раковин и каверн, у него снижается не только прочность, но и водонепроницаемость и морозостойкость, он не в состоянии надежно защитить арматуру от коррозии. Некачественное уплотнение бетона чаще всего встречается в концевых участках конструкций (там, где наибольшее насыщение арматурой или закладными деталями). Зачастую именно этот дефект является причиной аварийного состояния конструкций и зданий. Устранение данного дефекта является трудоёмким процессом: 1) для устранения внешних дефектов потребуется торкретирование поверхности стен и пилонов специальной ремонтной смесью; 2) для устранения внутренних полостей и пустот потребуется дополнительное сплошное ультразвуковое обследование стен и пилонов для локализации дефектов и выполнение инъекций внутрь стен и пилонов специальной ремонтной смесью. При этом множество мелких пор в теле стены убрать невозможно. |
3. Повсеместно защитный слой бетона армированных конструкций стен и пилонов либо отсутствует, либо составляет 10 мм. | Уменьшение защитного слоя бетона или его отсутствие приводит к тому, что паро-воздушная смесь или агрессивные газы проникают к поверхности арматуры и вызывают коррозию металла. Кроме того, уменьшение защитного слоя в ряде случаев может привести и к снижению огнестойкости конструкций. Для устранения подобного дефекта потребуется полное оштукатуривание стен и пилонов цементной штукатуркой. |
4. Класс бетона по прочности монолитных стен и пилонов по результатам неразрушающего контроля оказался ниже проектного. В20 вместо В25. | Как выяснили при анализе дефекта №2 прочность бетона могла снизиться из-за большого количества участков неуплотнённого бетона, наличия пор в теле стен и пилонов. Снижение класса по прочности бетона монолитных стен и пилонов приводит к снижению общей несущей способности каркаса здания. Данный дефект является неустранимым, соответственно для дальнейшего возведения здания потребуется перерасчёт и возможно монтаж дополнительных разгружающих конструкций. |
5. Выявлены отклонения стен и пилонов от вертикальной плоскости достигают 27 мм. | При проектировании сжатых железобетонных элементов допускается случайный эксцентриситет, который учитывает возможность небольшого смещения приложения нагрузки и неоднородность деформативных свойств бетона. Величины допустимого смещения приведены в соответствующих нормах производства работ. Если фактическое смещение оси верхнего пилона или стены превышает нормативную величину, в нижнем пилоне или стене возникает дополнительный изгибающий момент, который вызывает его перегрузку со всеми вытекающими последствиями, вплоть до разрушения. Данный дефект является неустранимым, потребуется перерасчёт каркаса здания и усиление конструкций стен и пилонов. |
6. Выявлены множественные отклонения стен и пилонов от проектного положения, достигающие 81 мм. | В данном случает отклонения от проектного положения стен и пилонов приводят к увеличению расчётных пролётов перекрытия, что в свою очередь снижает прочность сечения и как следствие полезная нагрузка на перекрытие уменьшается. В том числе, несоосность расположения стен и пилонов на разных этажах, как мы выяснили выше, приводит к появлению значительных изгибающих моментов и может повлечь за собой разрушение конструкций при их полном загружении. Также смещения стен и пилонов внутрь дома уменьшают полезную площадь квартир, уменьшается ширина эвакуационных путей. |
Анализ дефектов и нарушений, допущенных при монтаже перекрытий, приведён в таблице 9.
Таблица 9. Анализ дефектов и нарушений.
1. Класс бетона по прочности монолитных перекрытий по результатам неразрушающего контроля оказался ниже проектного. В20 вместо В25. | Прочность бетона могла снизиться из-за большого количества участков неуплотнённого бетона, наличия пор в теле перекрытий. Снижение класса по прочности бетона монолитных перекрытий приводит к снижению общей несущей способности каркаса здания. Данный дефект вместе с увеличением расчётной длины перекрытий снижает размер полезной нагрузки на перекрытие. Данный дефект является неустранимым, для увеличения воспринимаемой нагрузки в соответствии с проектными данными потребуется усиление перекрытий. |
Устранение выявленных дефектов и нарушений потребует значительных финансовых затрат, в том числе дополнительные изыскательские работы, разработка проектов по усилению, пересмотр существующего проекта в связи с уменьшением полезной площади квартир, реализация данных проектов силами специализированных организаций. По мнению экспертов, выполнение всего перечня работ по устранению дефектов и нарушений экономически нецелесообразно. Рекомендуем выполнить демонтаж всех конструкций здания и монтаж новых конструкций с соблюдением проектной и нормативной документации.